Регистрация сайта в каталогах, раскрутка и оптимизация сайта, контекстная реклама
Рейтинг@Mail.ru
Auto Web Pinger

ИЕРУСАЛИМ

Старый город в Иерусалиме

 

У иерусалимского Старого города есть особый шарм, который невозможно найти ни в одном уголке мира. Может, все дело в многовековой истории, наполняющей каждый камень в его прекрасных домах и гордо высящихся крепостных стенах. Возможно – в атмосфере святости, окружающей кварталы Старого города со всем его разнообразием святынь и храмов, откуда поднимаются ввысь молитвы иудеев, христиан и мусульман. Несомненно, колорита добавляют пестрые базары, вдыхающие жизнь в узенькие улочки города и наполняющие их весельем и разноцветьем. А может быть, секрет очарования кроется в увлекательном прошлом Старого города, в котором переплелись войны и мир, любовь и ненависть, разрушение и возрождение, верность и предательство.

 

У истоков города, называющегося ныне "Старым", стоял царь Давид, заложивший его в 1004 году до нашей эры. С древних времен Иерусалим считался центром мира, и на картах изображались три известных в ту пору континента - Европа, Азия и Африка, окружающие единственный и неповторимый Иерусалим. С тех самых пор город стал объектом притязаний для царей, правителей и военачальников, стремившихся покорить его. Сюда же стремились попасть и массы верующих: здесь был возведен Иерусалимский Храм, здесь был распят Иисус, отсюда Мухаммед поднялся в рай. Кого только не видали улицы древнего города: тут шагали богомольцы и нищие, торговцы и знатоки Торы, воины и рабы.  И все они прославляли Иерусалим.

 

Иерусалим пережил великое множество метаморфоз, превративших его в самый интересный город мира, а ныне – и в важный туристический центр Израиля. Старый город расположен на холме Ир Давид (Град Давида), и 7 врат, 34 башни и крепость ("Башня Давида") окружают четыре его квартала:

 

1. Армянский квартал, самый маленький в Старом городе. Армяне поселились в Иерусалиме из религиозных побуждений в 4 веке нашей эры. В 12 веке здесь был построен собор святого Иакова, ставший центром армянской общины в Израиле. Эта церковь, одна из самых красивых и роскошных на территории Израиля, была построена на руинах более древней византийской церкви.  4 колонны по центру собора поддерживают свод, сквозь который мягкие лучи солнечного света, деликатно освящают фрески на стенах. Церковь была названа именем Иакова, сына Зеведея (Великого Иакова), одного из двенадцати апостолов Христа. В капелле, считающейся святым местом собора, захоронена отсеченная голова казненного апостола.

Самым значительным в Армянском квартале является здание Патриархии. Здесь также действуют духовная семинария и музей, представляющий историю, культуру и искусство армянского народа.

 

2. В христианском квартале вы найдете не менее 40 церквей, монастырей и хостелей для христиан-паломников. В центре квартала расположен Храм Гроба Господня, построенный на том самом месте, где, согласно священным писаниям, был распят и погребен Иисус Христос после того, как завершил свой скорбный путь по Виа Долороза из Суда до места распятия на Голгофе. Многие христиане приезжают сюда, чтобы пройти по предполагаемому маршруту Крестного пути Иисуса. На территории Храма Гроба Господня находятся несколько мест, особо важных для христиан, среди которых камень Помазания, пещера Гроба Господня, место, где стоял крест, и молитвенный зал.

В этом же квартале находится базар, одна из наиболее обаятельных туристических достопримечательностей, по праву пользующаяся большой популярностью. Это один из самых пестрых и кипучих восточных базаров, где можно найти почти все: посуду и свечи, сувениры и национальные наряды, циновки и ковры, подушки и украшения, светильники и изделия из стекла, а также тележки с едой и питьем, и многое другое. Торговцы во весь голос нахваливают свой товар, прилавки с едой источают соблазнительные запахи, и все это создает неповторимую атмосферу веселья и жизнерадостности. Один из главных принципов восточного базара – это торг: ни одна цена здесь не названа окончательно. Торгуйтесь, и, если вы будете достаточно настойчивы, цены удивят вас в приятную сторону…

 

3. В мусульманском квартале, самом большом из всех четырех, проживают арабы, приехавшие из окрестных деревень после того, как евреи и христиане, жившие здесь, переехали в более новые районы. Здесь есть церкви и монастыри, а также сохранилось несколько еврейских домов и ешиботов (религиозных учебных заведений). Наиболее значительным местом для мусульман является Мечеть Омара на Храмовой горе, считающейся святой и для евреев.

 

4. Еврейский квартал в Новое время служил основным местом проживания евреев Старого города. Здесь находится Стена плача, ставшая священной благодаря близости к святая святых Иерусалимского Храма; "Сожженный дом" (и руины, обнаруженные под ним) - свидетельство разрушения Иерусалима римлянами около двух тысяч лет назад, превращенный ныне в музей; и древняя римская улица Кардо (построенная в 6 веке), вдоль которой тянулись шеренги колонн, а между ними располагались торговые лавки и лотки.  Сегодня от Кардо сохранились руины высоких колонн, арок и каменного пола. В еврейском квартале есть также древние синагоги (караимская синагога), а также несколько церквей (Нея, или церковь св. Марии).

 

 

 

Иисус в Иерусалиме 

Началось все с Иерусалимского Храма, который посещал и в котором проповедовал Христос. Первое упоминание о посещении Христом Храма находим у апостола Луки (2, 41:49). В двенадцатилетнем возрасте Христос пришел в Иерусалим с родителями на праздник Песах. После окончания праздника родители Иисуса отправились обратно домой в Назарет. Они были уверены, что мальчик находится в толпе паломников, но не отыскали ребенка. Возвратившись на Храмовую гору, они «нашли его в Храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все дивились разуму и ответам его». 
После этой истории проповеди Иисуса в Храме стали регулярными. «Днем он учил в Храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской» (21 Лука, 37). «И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов?» (12 Матфей, 23). 
Недалеко от Храмовой горы в Иерусалиме расположена Сионская гора, - в наши дни один из самых популярных туристических объектов Иерусалима. Отмечено только одно посещение Иисусом Сионской горы. Но в христианском мире это посещение носит поистине эпохальный характер, так как это была Тайная Вечеря, «священное событие Великого Четверга, которому предстояло жить в Таинстве Литургии, стать средоточием Церкви» (А. Мень - «Сын Человеческий», 1994). 
Считается, что именно на горе Сион, в четверг 30 апреля 30 года н.э. (13 нисана по еврейскому календарю) в Горнице Тайной Вечери Иисус дал своим ученикам и последователям Новый Завет (Евангелие). Именно тогда, на горе Сион, Иисус объявил ученикам о своей будущей кончине и о том, что один из учеников предаст его.
Иуда, ученик Иисуса, колебался, предавать ли Христа, но Иисусу уже было ясно, к какому решению придет ученик, и он жестко сказал: «Что делаешь, делай скорее!» (13 Иоанн, 27). Иуда не сказал ни слова, встал и вышел. Так начался путь предательства Иуды Искариота. Горница Тайной Вечери (Сенакулум) расположена в центральной части горы Сион, она находится недалеко от церкви Дормицион (Успения Богоматери), а также от могилы царя Давида. 
Сенакулум сегодня представляет собой просторный зал с колоннами в центре помещения. На потолке сохранились рисунки, изображающие пасхальные приношения. На месте Сенакулума множество раз возводились различные сооружения (церковь крестоносцев, церковь монахов-францисканцев, мечеть османского периода), но от них почти ничего не осталось. Сегодня на месте Тайной Вечери осталась только сильно измененная и реконструированная Горница.
Сохранилось в Иерусалиме и место, где проводил Иисус последние часы своей свободной земной жизни. Место это называется Гефсимания, а название произошло от слов Гат Шменим – давильня масла. 
Селение Гефсимания располагалось возле Кидронского ущелья на склоне Масличной (Елеонской) горы. Во времена Иисуса здесь росли густые сады олив, здесь же производилось и очищалось оливковое масло (елей). 
Здесь молился Христос вместе со своими учениками, предчувствуя близкую кончину, здесь просил Всевышнего помиловать его: «Отче Мой! Если возможно, да минет меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (26 Матфей, 39).
Здесь же, в Гефсиманском саду Христос был предан своим учеником Иудой. «Предающий Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошел к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. …Тогда подошли (солдаты) и возложили руки на Иисуса и взяли Его» (26 Матфей, 48-50).
Сегодня сохранилась лишь малая часть некогда огромного Гефсиманского сада. Возраст некоторых деревьев, как утверждают специалисты, превышает две тысячи лет – то есть, возможно, это те самые деревья, которых касался своей рукой Иисус. 
В 1924 году в Гефсиманском саду построено одно из самых красивых сооружений Иерусалима – Базилика Мук Христовых. Строительство базилики финансировали 12 католических государств, поэтому у нее есть и другое название – Церковь Всех Наций.
Церковь посвящена событиям последней земной ночи в жизни Христа, поэтому потолок ее напоминает звездное небо, а дневной свет в церкви отсутствует. На стенах – мозаичные картины Гефсиманской молитвы Христа, предательства Иуды и взятия Христа под стражу. Возле престола церкви сохранился большой камень, на котором, по преданию, молился Иисус. Двенадцать церковных куполов украшены гербами государств, пожертвовавшими деньги на возведение храма. 

Виа Долороза – крестный путь Христа 

Виа Долороза (Путь страданий) – это та дорога, по которой, согласно преданиям, шел на смерть Иисус из Назарета. Безусловно, с евангельских времен многое изменилось в топографии Иерусалима, возникли новые археологические слои. Но достоверно известно, что улица Виа Долороза, точнее, направление на гору Голгофу от крепости Антония осталось прежним. И современная иерусалимская улица Виа Долороза, в основном, сохраняет то направление, по которому более двух тысяч лет назад четырнадцатого числа месяца весеннего нисана по еврейскому календарю Христос поднимался со своим крестом на Голгофу.
На Крестном пути Иисуса расположены четырнадцать остановок (станций), каждая из которых символизирует какое-либо событие Крестного пути.
Виа Долороза начинается возле Львиных ворот Старого города, в районе современной мусульманской школы Омария. Во времена Иисуса здесь находился римский дворец Антония – первая остановка Крестного пути. Здесь римский прокуратор Понтий Пилат приговорил Иисуса к смертной казни. 
Каждую пятницу монахи-францисканцы проводят от первой остановки Крестного пути скорбное шествие в память о событиях 14 нисана. Вторая остановка расположена в непосредственной близости от школы Омария, на месте осуждения и бичевания Христа. Отсюда Христос, одетый в багряницу и терновый венец, понес свой крест на гору Голгофу. Сегодня здесь находятся две францисканские капеллы, а также монастырь и арка «Се Человек». По преданию, здесь Понтий Пилат сказал об Иисусе свои знаменитые слова: «И сказал им Пилат: се Человек!» (19 Иоанн, 5). Во дворе монастыря сохранились остатки старинной каменной мостовой, вымощенной большими камнями. Возможно, именно по этим камням ступал Христос.
На углу улицы Эль Вад польская часовня отмечает место, где Иисус упал первый раз. Здесь находится третья остановка Крестного пути. Барельеф работы скульптора Тадеуша Зелинского над входом в часовню отмечает место падения Иисуса. Часовня построена на деньги польских солдат в конце XIX века. Уличные продавцы открыток и сувениров в районе третьей станции до сих пор, видимо, памятуя об этом, стараются в разговор с покупателями вставить два-три слова по-польски.
В нескольких десятках метров от третьей остановки маленькая армянская часовня напоминает о том, что на этом месте Христос встретил свою мать. Евангелие рассказывает, что Дева Мария стояла у дороги, чтобы увидеть сына. Когда Иисус подошел, Богородица прорвала окружение солдат и подбежала к сыну. Это четвертая остановка Крестного пути. 
Напротив четвертой остановки, на повороте, находится пятая остановка Крестного пути, где человек по имени Симон помог Иисусу нести крест. Это событие отмечено францисканской часовней. С этого места Виа Долороза начинает медленно подниматься на Голгофу. Крестный путь, постепенно поднимаясь, подходит к часовне Святой Вероники – шестой остановке Крестного пути. Здесь, по преданию, милосердная женщина по имени Вероника вытерла платком пот с лица Иисуса, и на платке отпечатался лик Христа. 
Седьмая остановка находится на пересечении улиц Виа Долороза и Сукхан эз Зайт. Она отмечает место, где Христос упал второй раз. Это место отмечено небольшой часовней. У входа в часовню находится остаток колонны, отмечающий место падения Иисуса. 
Восьмая остановка Крестного пути отмечена крестом на стене греческого монастыря. Там Христос воззвал к иерусалимским женщинам: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и детях ваших» (23 Лука, 28).
Девятая остановка находится в нескольких десятках метров от Храма Гроба Господня возле коптского монастыря. У входа в монастырь находится стела, отмечающая место третьего падения Иисуса. 
Остальные пять остановок Крестного пути находятся на территории Храма Гроба Господня. 
В районе десятой остановки, согласно Евангелию, Иисус был оголен. Это место ныне отмечает часовня снятия одежд Иисуса. Одиннадцатая остановка Крестного пути отмечает место, где Иисус был выведен на Голгофу и прибит к кресту на глазах своей матери. «И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски – Голгофа» (19 Иоанн, 17). Мозаика с изображением Девы Марии и пригвожденного к кресту Иисуса отмечает место одиннадцатой остановки.
Двенадцатая остановка Крестного пути представляет собой место, куда был вставлен крест с распятым Иисусом. Тут Иисус страдал на кресте, тут он умер. После смерти тело было положено на камень, называемый сегодня Камень Помазания и подготовлено к погребению. Это тринадцатая остановка Крестного пути. 
Последняя, четырнадцатая остановка, - часовня Гроба Господня, место захоронения Христа, называемая также Кувуклия или Ротонда. В этом месте, согласно Евангелию, Иисус восстал из могилы: «Ангел же, обратив свою речь к женщинам, сказал: …Его нет здесь, Он воскрес» (28 Матфей 5-6).
Часовня Гроба Господня имеет два придела: придел Ангела и собственно гробница. Гробница размерами 2 x1,5 метра освещается лампадами, в ней находится плоский мраморный камень – место погребения Иисуса.


Храм Гроба Господня в Иерусалиме 

Это величайшая святыня христианского мира – место распятия, погребения и воскресения Христа. Первый небольшой храм здесь был воздвигнут в 330 году матерью византийского императора Константина царицей Еленой. Царица Елена на протяжении ряда лет разыскивала в Иерусалиме места, связанные с жизнью и деятельностью Христа. Ей принадлежит заслуга определения того, где находились Виа Долороза, Голгофа, Камень Помазания и другие святые места.
На протяжении веков храм не раз подвергался разрушениям, но постоянно восстанавливался в дальнейшем. Первый раз Храм Гроба Господня был разрушен персами в VII веке. В 1149 году крестоносцы восстановили храм, и он обрел, в основном, свои нынешние очертания. Периодически проводились достройки и реконструкционные работы. В последний раз храм сильно пострадал от землетрясения в 1927 году. Каждый участок территории храма принадлежит определенной конфессии. Сегодня здесь более или менее мирно уживаются представители греко-православной, католической, армянской, коптской и эфиопской церквей. 
Значительная часть территории храма с начала XIX века принадлежит греческой православной церкви, в этот период в храме в последний раз были произведены серьезные переделки. Сейчас грекам принадлежат часовня Гроба Господня, северная часть Голгофы – придел Водружения креста, Камень помазания и центральная часть храма.
К армянской церкви относится восточная подземная часть храма – часовня Обретения Креста (по преданию, на этом месте царица Елена нашла остатки Креста Иисуса), и богато украшенный придел Святой Елены.
Эфиопской конфессии места в нижних пределах храма не досталось. В верхнем ярусе и на крыше храма ими построено несколько часовен и небольшой монастырь. Коптской церкви принадлежит в храме небольшой участок недалеко от часовни Гроба Господня. 
Войдя в храм, мы оказываемся непосредственно перед Камнем помазания, – плитой розовато-желтого мрамора размерами примерно 1x2,5 м. Камень украшен лампадами и подсвечниками. 
Рядом с камнем, в небольшой часовне, находятся могилы христианских королей Иерусалима – Готфрида Бульонского и его брата Болдуина Первого. Памятники на их могилах сильно пострадали во время пожара 1808 года. Справа от входа две крутые лестницы ведут на Голгофу. 
Слева от входа находится Кувуклия – часовня Гроба Господня – место погребения Иисуса. На стенах Кувуклии греческими буквами выписаны цитаты из Евангелия. 
Напротив входа в часовню расположен притвор греческой ортодоксальной церкви, в середине которого мраморная напольная ваза отмечает, где находится, по мнению греческих монахов, центр христианского мира. 
В нескольких десятках метров от Кувуклии расположен вход в подземную часть храма, которая сегодня принадлежит армянской церкви. Лестница в 28 ступеней ведет в храм Святой Елены, высеченный в скале. Отсюда, спустившись еще на 18 ступеней, можно попасть в пещерную часовню Обретения Креста. На ее стенах сохранились частицы древней мозаики, а мраморная плита отмечает место, где был найден крест. 
Со времен султана Саладина участок земли, на котором стоит Храм Гроба Господня, принадлежит двум мусульманским семьям. Каждое утро кто-нибудь из мужчин – членов этих семей – отпирает ворота храма, а на ночь запирает ворота и уносит ключи к себе домой. Храм Гроба Господня и по сей день является величайшей святыней христианского мира.