Регистрация сайта в каталогах, раскрутка и оптимизация сайта, контекстная реклама
Рейтинг@Mail.ru
Auto Web Pinger
Капелла Вознесения и Мечеть XVII в.

Капелла Вознесения

О камне, на котором сохранился отпечаток ноги Иисуса Христа, ходят легенды, что он не стирается от прикосновения рук и его невозможно сдвинуть с места

Капелла Вознесения расположена на вершинеЕлеонской горы, там, где, по христианской традиции, Иисус Христос вознесся на небо.

Первая часовня на этом месте была построена в 380 г. на деньги римской аристократки-христианки Пимении.

Часовня была частью Храм Вознесения на Елеонской горе или Имвомон — обширного комплекса церкви и монастыря, построенного по указанию св. царицы Елены, и ознаменовала традиционное место Вознесения Господня.

Иисус после своего Воскресения являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божьем. На сороковой же день вознесся на небо:

«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».«От Луки» 24:51.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».(Деян. 1:9-11).

Часовня

Капелла Вознесения находится во дворе, окруженном стенами.  Это небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи, и скругляемое до ротонды внутри.

Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях.

Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; базы его колонн сохранились близ внутренней стороны ограды часовни.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка — Купол Вознесения на Храмовой горе, возведённый из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке, архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения.

История

С момента своего строительства Капелла Вознесения претерпела многие изменения.

В 614 г. она была разрушена персами, затем заново отстроена в VIII в., снова разрушена и уже восстановлена крестоносцами в виде восьмиугольника так, как мы видим ее сегодня.

Капители были украшены изображениями животных и листьев в 1140 г.

В 1187 г. Саладин захватил Иерусалим и превратил базилику в мечеть, но не тронул Капеллу Вознесения.

Более того, по его поручению в 1198 г. была приобретена земля, на которой стоит Капелла, а в 1200 г. над ней был установлен купол, были сделаны арки, построена окружающая стена.

Видя большое количество христианских паломников, приходящих в Капеллу Вознесения, Саладин приказал выстроить рядом мечеть для мусульман, почитающих Иисуса (Иса) как пророка.

Мусульмане также поклоняются здесь св. Руба аль-Адавия.

После землетрясения 1834 г. часовню совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест.

С согласия правительства Египта армянская община одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви. Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами.

13 сентября 1836 г. русский посланник в Константинополе А. П. Бутенёв получил жалобу Иерусалимского Синода

«Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает её армянам».

По получении жалобы Николай I распорядился принять необходимые меры.

8 сентября 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить».

На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов».

Султан вынужден был издать повеление, отменяющее прежнее разрешение, и в 1839 г. «греки и католики разрушили до основания» армянские постройки.

Место Вознесения. Камень с отпечатком ступни Иисуса Христа


Стопа Спасителя

Внутри Капеллы Вознесения находится главная святыня — камень, на котором сохранился отпечаток ноги Иисуса Христа.

Напротив западного входа, в полу находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу.

Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы.

Леонид (Кавелин) напоминает, что «Даниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне».

Стопа Спасителя или «стопочка» — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет.

«Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».

Пользуясь этим интересом, в XIX в. арабы торговали в Иерусалиме кусочками полотна в размер стопы.

Дмитриевский пишет, что «в 1890 г. одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал хромолитографию «стопочки», как любовно называли её русские богомольцы, заменив полотно бумагой», и потом этими изображениями благословляли русских паломников монахини Елеонского Вознесенского русского монастыря, расположенного неподалёку от места Вознесения.